Ребенку до года нужно только две игрушки — мамины бусы и мячик. ВСЕ!!! Бусы — чтобы было чем заняться во время нахождения на руках у мамы (в слинге, при кормлении) Мячик — очень хорошо удовлетворяет потребности ребенка в освоении пространства как пассивно (изучение самого мячика так и активно — катание, ползание, бросание, игра с мамой).
Все остальное — игрушки не для ребенка, а для мамы, т.е. либо мамозаменители либо игрушки, удовлетворяющие потребности не ребенка, а мамы.
Максимум, к тем двум игрушкам, которые я выше назвала, можно добавить пару игрушек, которые пойдут в дело после года — ОДНУ мягкую игрушку и/или куклу, ТРИ кубика. И не удивляться если ребенок будет уделять им 5 минут в неделю — больше и не надо.
Все остальное время ребенок должен быть занят открыванием дверей шкафа, шуршанием пакетом, гремением кастрюлями, облизыванием ботинок и т.п. Это жизненно важная потребность ребенка — набор базовых знаний о мире.
- если есть возможность добавить ребенку интересного и полезного — почему нет? Чувство меры при этом никто не отменял
- вот только мера эта для ребенка до года оооочень невелика. Она крошечная, крохотулечная. И нужно понимать что и к чему добавлять.
Дело в том, что ребенок мыслит функционально — каждый предмет, который попадает в руки ребенка до года должен быть функциональным, настоящим, используемым для повседневного быта.
Когда мы говорим о предметно-манипулятивной деятельности ребенка надо иметь в виду, что на первом году жизни эта деятельность не манипулятивная, а предметно-исследовательская. Беря в руки что-нибудь ребенок видит перед собой не предмет — а мир. Функциональность жизненно необходима ребенку для следующего периода жизни — 1 год-1,5 года, когда развивается предметно-манипулятивная деятельность на основе подражания.
Так вот чтобы подражать манипуляциям с предметом ребенку необходимо набрать огромную базу знаний о функциях предметов и о их свойствах.
Загружая пространство догодовалого ребенка игрушками родители рассеивают его внимание, тратят драгоценное время и мощнейший интеллект ребенка на бесполезную информацию.
Вы наверняка знаете, по какой схеме родители маленького ребенка используют игрушки: предположим есть 20-30 как минимум разных игрушек, к которым ребенок теряет интерес через несколько дней, родители обычно оставляют 5-6 игрушек, остальные прячут, когда эти надоедят, достают следующие 5-6. Вы представляете себе сколько времени и внимания ребенок тратит на то, что бы по кругу исследовать оди и те же 20-30 бесполезных предметов? А чтобы ребенок «играл» и не мешал маме его сажают в манеж, чтобы не дай бог с реальными вещами не познакомился…
Существует тысяча способов продать взрослым людям бесполезные вещи, особенно родителям — развивающие игрушки, брендовые игрушки, модные игрушки, натуральные игрушки, обогащение среды.
Среднестатистический ребенок задыхается в куче игрушек.
Представьте себе ученого-физика, которого поместили в мир, созданный, скажем, картиной Дали. Ученый тратит 10 лет жизни на то, чтобы исследовать законы, проводит эксперименты, пишет тома научных трудов. и вот через 10 лет ему говорят — «а ты знаешь, это не настоящий мир, это все было просто, чтобы ты был чем то занят , а смысла в этом никакого нет» Вот примерно это делают игрушки с маленьким ребенком(подчеркиваю — это я имею ввиду ребенка до года)
Я говорю в первую очеоредь о особенностях восприятия маленького ребенка — а именно о том, что он не воспринимает предметы и явления дискретно, в отрыве друг от друга, он воспринимает все целиком. И о перегруженности современных детей бедными для познавательной активности предметами (т.е. игрушками)
Вот кастрюля — это очень богатый предмет. Ребенок видит — мама берет кастрюлю, наливает туда воду(а он сует туда руки) потом насыпает крупу(крупу тоже обязательно пощупать), а потом достает оттуда кашу, моет кастрюлю, ставит на своё определенное место, а еще она блестит гремит, закрывается крышкой и т.п. и т.д. — и вот все это явление для малыша — это кастрюля. Т.е. это не предмет и не в первую очередь предмет, а все что с предметом вообще происходит и все его разнообразные характеристики. Как выше было правильно сказано — ребенок не воспринимает предмет в отрыве от действия.
Игрушка с этой точки зрения малоинтересна. Ребенок бывает привлечен яркостью, шуршанием, и прочими обманками, силится понять что это за явление… и теряет интерес неизбежно. Поэтому производители стараются напихать побольше всего в игрушку — чтобы и шуршала и гремела и светилась и черте знает что. Чтобы убедить родителя что он не зря потратил деньги.
Ребенку до года нужно явление а не предмет, т.е. предмет и все что с ним происходит. И в первую очередь то, что с ним делают взрослые, близкие взрослые.
Поэтому малышей так привлекает любая вещь в руках родителя — потому что в действии предмет становится явлением.
Исследовательскую деятельность можно и нужно начинать задолго до второго полугодия. Собственно говоря она и начинается — как только ребенок нашел свои ручки — он их затянул в рот, исследовал. Потом схватил рукой мамин палец — и туда же и.т.п. и т.д. Для того, чтобы в первом полугодии развивать ребенка ему необходимо быть максимальное время при маме, наблюдать её деятельность и по мере возможностей, участвовать в ней.
Это то, что касается именно развития познавательной активности и набора впечатлений.
Что касается игр с ребенком на первом году — то они должны быть больше направлены на взаимодействие с мамой(или папой), чем на познавательную активность: потешки, игровой массаж, игровая( или еще называют пестовальная) гимнастика. И петь надо ребенку много, постоянно надо петь или ритмические потешки приговаривать — это самое лучшее развитие.
UPD: Да, вот еще одно вспомнила — есть одна ситуация, когда игрушка-поглотитель внимания бывает полезна: поездка в автокресле. Тут ситуация безвыходная — в определенный момент ребенок перестает засыпать в автокресле, но в то-же самое время еще не может толком смотреть в окно, разговаривать, читать книжки и т.п. Юра где-то в 10-13 месяцев протестовал при пристегивании в автокресло, рыдал и огорчался очень, что лишают подвижности и надо сидеть. Вот вэтот период нас очень выручала зомбо-шайтан-арба(музыкальный «развивающий» столик): отвлекала от грусти и помогала усыпиться. Лучше, наверное, петь и рассказывать сказки или читать(если есть возможность) , но Юру, к примеру,стихи и песенки в этой ситуации не радовали